Музыкальный инструмент семитысячелетней давности реконструировали в Ступине | Ступино - последние новости

16 января 2023, 08:00

Музыкальный инструмент семитысячелетней давности реконструировали в Ступине

Фото: Андрей Семибратов

Фото: Андрей Семибратов

Лира, обнаруженная при раскопках шумерского города Ура, на сегодняшний день считается самым древним струнным музыкальным инструментом. Ей почти семь тысяч лет. Реплику сделали в исторической мастерской Павла и Софьи Потаповых. Инструмент действующий, на нём может сыграть любой желающий.

Ступинская лира — это копия музыкального инструмента шумерской царицы Пу-аби. Её обнаружил английский археолог Леонард Вулли в 1922 году. Археолог заливал гипсовую смесь в пустоты, оставшиеся от сгнивших частей инструмента. В результате получился очень точный слепок, который извлекли из земли. Реплики с оригинальными украшениями хранятся в Иракском, Британском и Пенсильванском исторических музеях. Однако, на них нельзя сыграть. На лире из Ступина нет украшений, зато на ней может сыграть любой желающий.

«Она чуть меньшего размера, чем оригинал, но с точной копией колковой системы, которая тогда использовалась. Строй неизвестен, поэтому я применяю архаичный лакрийский лад, который пришел к нам из античности», — говорит автор реплики Павел Потапов.

В его музыкальной коллекции более десятка воссозданных исторических инструментов: от простейших деревянных дудок и тростниковых кларнетов до более сложных струнных лютней и арф.

Есть и этнографические инструменты: например «траншейный аккордеон». Его делали из консервной банки, куска доски или лыжи и единственной струны. На одном конце лыжи крепили консервную банку, на другом колок. Между ними натягивалась струна. Нехитрое приспособление пользовалось у солдат Второй мировой войны большим спросом.

Кроме музыкального направления, в мастерской занимаются воссозданием орудий труда каменного и бронзового веков. На мастер-классах можно сделать каменный нож, наконечник для стрелы или топор. Традиции ткачества хранит и передает Софья Потапова. В мастерской есть настоящие прялки и веретена, а также несколько «самопрях».

«Самопряхи — такой айфон в мире прялок. Прялка сама скручивает и наматывает нить, а человеку нужно просто вовремя успевать подавать пряжу», — рассказала Потапова.

Экспонаты мастерской неоднократно демонстрировались на таких площадках, как «Ученые против мифов», крупнейших фестивалях исторической реконструкции «Времена и эпохи», «Пламя Аркаима». В мае минувшего года семья организовала свой фестиваль «Гефест-фест». Он прошёл в сергиево-посадском этнопарке «Кочевник».

Андрей Семибратов